Ambush marketing – коммерческая хитрость
Главный принцип такого маркетинга состоит в том, чтобы «приобщиться» к какому-то большому событию, создав впечатление собственной причастности в качестве спонсора, при этом им не являясь, не тратя огромных денег и не нарушая закон.
Впервые такой термин употребил основатель американской компании Welsh Marketing Associates, Джерри Уэлш.
Засадной маркетинг, как его называют в русскоязычной среде, обладает рядом веских преимуществ, среди которых:
1. Вам не нужно организовывать и реализовывать спонсорские взаимоотношения. И, естественно, не нужно за них платить.
2. Нет необходимости исполнять условия контракта и согласовывать свои решения, получать всевозможные разрешения. Вы можете реализовывать все свои идеи по собственному усмотрению.
3. Нет необходимости платить спонсорские взносы. Не основной плюс, но всё же.
Естественно, среди всего прочего есть и недостатки:
1. Вы вынуждены подстраиваться под правила конкурента, который является спонсором события, к которому вы хотите приблизиться.
2. Организация такого маркетинга – очень сложная и неоднозначная задача. Эффект может быть совсем непредсказуемым.
Существует огромное множество удачных и известных примеров Ambush маркетинга.
Например, компания Nike, отказавшись платить 50 миллионов за официальное спонсорство зимней олимпиады, просто-напросто массово обклеила город своими плакатами, раздала фанатам возле стадиона фирменную атрибутику и построила свой центр возле стадиона. В результате, согласно опросам, большинство посетителей думали, что именно Nike является официальным спонсором. Огромная экономия денег и должный эффект.
Вообще, зачастую крупные спортивные мероприятия являются одной из самых «лакомых» нишей для эмбуш маркетинга.
Но не стоит путать такой маркетинг с чистыми провокациями. Существует масса примеров чёрного незаконного пиара. Например, во время закрытия Олимпиады в Турине, на поле выбежал мужчина в футболке с надписью GoldenPalace.com и выкрикнул в микрофон название этого сайта. В итоге компания заплатила стотысячный штраф, но дело в том, что в прямом эфире церемонию смотрели миллионы человек. Так что бюджет вышел очень даже скромный.
Ambush маркетинг – дело абсолютно легальное, компании просто затрагивают тематическое поле мероприятия, создавая ассоциативную связь со своим брендом, при этом не нарушая чужих прав.
Конечно, существуют разные мнения на это явление, в связи с его неоднозначностью, одно известно точно, при грамотном подходе такая стратегия работает очень даже неплохо и такими кампаниями не брезгуют даже самые крупные мировые компании.