Чёрный пиар – тоже пиар
– целенаправленная деятельность по ухудшению общественного имиджа чего-либо. Может быть направлен на персону, компанию, идею, политическую партию, продукт, по большому счёту, на всё, у чего есть социальный имидж.
Понятие «чёрный пиар» более характерно для постсоветского рынка, нежели для западного. Западные практики предпочитают другие термины, например борьба за добросовестную конкуренцию, и так далее.
Звучит куда более лояльно, и никто не будет особо распространятся о том, что «борьба за конкуренцию» есть не что иное, как вытеснение конкурентов с рынка и продвижение своей продукции или бренда. Это жёсткий метод пиара. По большому счёту, в капиталистическом мире компании, которые не умеют пользоваться грамотным пиаром, просто разоряются. Так уж сложилось.
Что можно подразумевать под понятием «Чёрный пиар»? Разнообразные информационные атаки, направленные на разрушение имиджа, корпоративных связей и бизнеса в целом. В каком-то понимании, это является одним из методов информационных войн.
Таким пиаром не брезгуют пользоваться как крупные игроки на рынке, так и небольшие компании. Он находит применение, как в социальной сфере, так и в коммерческой. Не говоря уже о политической, в нашей стране, кажется, это вообще основной принцип пиара. Команды политиков зачастую действуют не по принципу «Смотрите, какой я хороший, потому, поэтому и вот ещё почему», а по принципу «Смотрите, они ещё хуже, чем я, и я расскажу, почему». Недаром в нашем обществе так популярно выражение «из двух зол выбирают меньшее». Но это уже другая история.
С другой стороны, чёрный пиар является в некотором смысле регулирующим инструментом. Он уберегает потребителя от некачественной продукции, заставляет общественно активных людей следить за тем, что они делают из-за боязни чёрного пиара. И как компании, коих уличили в чём-то плохом, стараются исправить проблему, вернув себе статус, так и отдельные персоналии работают над собой. Всё это ведёт к прямому качественному улучшению на рынке. Ведь без такой огласки, учитывая постсоветскую ментальность, многие бы работали по принципу «А вдруг никто не заметит».
Чёрный пиар может быть как заказным, так и натуральным. Практика заказного пиара не требует особого объяснения, что же касается натурального пиара, то он по большому счёту заключается в добровольном выражении мнения потребителей о товаре или фирме в целом.
С развитием интернета, второй способ обрёл довольно крупные масштабы. Обмен мнениями в социальных сетях, блогах, материал лидеров мнений – всё это может производить немалый эффект на имидж компаний. И последним приходится реально считаться с мнением своей аудитории.