Кто такой мерчендайзер
Спрос на услуги мерчендайзеров на сайтах с предложениями работы превышает все ожидания – более 1000 вакансий по всей стране от разнообразных торговых марок, рекламных агентств и брендов. Мерчендайзер – одна из наиболее низких позиций в индустрии торговли и бренд-менеджмента: средняя ставка составляет около 3000 грн. Поэтому некоторые ошибочно полагают, что для этой работы идеально подойдет энергичный и ответственный студент без опыта работы.
Требования к соискателям для вакансии «мерчендайзер» практически у всех компаний идентичны. Основной упор делается на личностные качества и характеристики: коммуникабельность, ответственность, стрессоустойчивость, трудолюбие, умение убеждать. Среди основных обязанностей – выкладка товаров по стандартам мерчендайзинга, работа с ценниками, анализ активности конкурентов, своевременная сдача отчетности. Изредка речь идет о работе с торговым персоналом, создании нужной атмосферы в торговой точке. При этом в реальности компетенция и навыки этого «маленького человека» близки к экспертизе управленца среднего или высшего звена как минимум с пятилетним стажем работы. Попробуем объяснить, почему так. В широком понимании мерчендайзер совмещает в себе функции торгового представителя компании, маркетолога, переговорщика, пиарщика и рекламиста. Его задача – вызвать интерес торговых площадок к продаже определенных видов товаров, а также непосредственно повлиять на выбор покупателя. Именно этот человек отвечает за наличие товара в сети (торговом зале), максимально эффективную выкладку продукции, а также за обеспечение точки материалами рекламного и информационного характера. Нагрузка мерчендайзера увеличивается во время проведения компанией или ТМ рекламных и промоакций.
Мирное время
В период затишья и рутинной работы мерчендайзер в понимании компании-работодателя совершенно расслаблен. Он спокойно мигрирует с точки на точку, осуществляя выкладку товаров на полках, идентифицируя соответствие корпоративным стандартам, сверяя ценники и анализируя наличие запасов продукции, а также иногда тестируя осведомленность торгового персонала и консультантов о торговой марке. В глазах мерчендайзера все это выглядит несколько иначе. И в жару, и в зимнюю стужу он обязан успеть объехать все точки, «включить переговорщика» в противостоянии с конкурирующими компаниями, особенно если речь идет о высококонкурентных рынках (алкоголь, табак, товары FMCG), обаять, если нужно, директора магазина, товароведа, продавца и порой даже грузчика, а это уже сродни высшей дипломатии. Если речь идет о работе на собственных торговых площадках, здесь также нужны специфические навыки: знание торгового маркетинга, плодотворная работа с подрядчиками, нередко – владение графическими программами и редакторами. Также немаловажен хороший эстетический вкус. Дизайн площадки, создание атмосферы в зале, наличие музыки или ароматов, поддержание необходимой температуры воздуха, контроль соблюдения торговым персоналом определенных правил поведения, проверка не просто наличия униформы, но и того, как она выглядит, – все это входит в обязанности мерчендайзера.
Время «боевых» промоакций и рекламных кампаний
В этот период изрядно напрягаются все: и мерчендайзер, и его руководство. Ответственность увеличивается в разы, ведь речь идет об эффективном использовании бюджета, успешности кампании, выполнении индикативных показателей и KPI по уровню продаж, вовлеченности потребителей, качестве работы «промиков», соблюдении скриптов разговоров с клиентами. В такие дни работа мерчендайзера предполагает максимальную вовлеченность во все процессы: подготовка территории к проведению акции – контроль наличия всех POS-материалов, рекламной продукции, расстановки на «поле боя». В эту же зону компетенций можно включить опцию «эстетика и дизайн». Контроль работы промоутеров на местах – от своевременности прибытия на точку и наличия униформы до качества коммуникации с потребителями. Логистика – наличие товара и решение вопросов с его поставкой. Фиксирование результатов работы на ежедневной основе – аналитика, документооборот. Стоит отметить, что единого понимания функциональности мерчендайзера в бизнесе практически не существует. Функционал этого специфического кадра колеблется от простой выкладки продукции в соответствии с корпоративными стандартами, анализа ценников, регулярной отчетности до выполнения функций event-менеджера, владеющего тонкостями торгового маркетинга, основами рекламы и PR, а также техниками НЛП.
Вот такая работа у «маленьких великих» мерчеров, мерчиков, мерчи, мерчендайзеров. Именно от них во многом зависит успех больших компаний и масштабных кампаний.