Конкурентная разведка. Держи соперников в поле зрения
Конкурентная разведка – это процесс сбора и обработки информации о деятельности конкурентов с целью повышения конкурентоспособности компании. При этом такая разведка не должна нарушать закон и, желательно, этические рамки. Хотя вторая категория очень часто не учитывается в погоне за конфиденциальной и горячей информацией в борьбе за позиции на рынке среди конкурирующих структур.
Понятие это далеко не новое, в разных формах оно имело место быть, наверное, с самого начала и зарождения торговых отношений, люди всегда следят и следили за своими конкурентами, стараясь не «проворонить» интересные решения, разницу в ценовой политике. И вследствие – не упустить своего клиента, который перейдёт к конкурирующей фирме с более выгодными условиями.
Конкурентная разведка получила сильнейший импульс в 80-х годах, самым ярким примером была компания Xerox, которая столкнулась с активной конкуренцией с японскими производителями, которые вышли на американский рынок, имея при этом значительно меньшие цены, чем Ксерокс, при этом, совершенно не уступая в качестве.
Компании пришлось разработать свои технологии бизнес разведки, в которой им значительно помогло наличие японских филиалов, в итоге, компания избежала краха и активной потери доли на рынке.
Можно описать несколько основных задач конкурентной разведки:
- Система раннего предупреждения.
- Выявление благоприятных для бизнеса возможностей.
- Выявление попыток конкурентов получить доступ к конфиденциальной информации.
- Управление рисками с целью гибкого реагирования на разные изменения рынка.
- Информационное обеспечение процесса выработки управленческих решений.
Поэтому, если вы хотите твёрдо стоять на ногах и развивать свой бизнес, вряд ли вы сможете обойтись без грамотной конкурентной разведки. В конце концов, сильных игроков конкуренция только подталкивает к более активному развитию. Главное быть этим самым сильным игроком.