Какие бываю клиентские архетипы: психосегментация в маркетинге
В основе построения правильной клиентоориентации лежит психология. Выстраивая отношения бренда с клиентом, маркетологи, в первую очередь, учитывают социальные, демографические, гендерные и географические особенности своей аудитории. Но для глубокого понимания потребностей и мотивационно-поведенческих аспектов клиентов этого недостаточно.
Образ, характер и позиционирование бренда требует тщательного изучения и понимания целевой аудитории. От того, как клиенты воспринимают внешний мир относительно внутренним мироощущениям и психологическим особенностям зависит роль того или иного бренда в их повседневной жизни.
Здесь на помощь приходит маркетинговая классификация архетипов, которая помогает глубже узнать мотивацию и поведение аудитории по отношению к брендам.
Архетипы – это психологические портреты клиентов, которые объединяют схожие потребности, мотивация и восприятие окружающего мира. Архетипы используются в маркетинге для разработки философии бренда, его позиционирования и отстройки от конкурентов.
Диаграмма архетипов по Юнгу
Каждый сегмент в диаграмме показывает, какое из главных желаний каким архетипом движет, а также какое поведение характеризует стремление эти желания удовлетворить.
Человеческая психика похожа на огромное «сито», которое при обработке информации из внешних или внутренних источников отсевает все ненужное и неинтересное и оставляет только ту информацию, которую можно применить в практике для удовлетворения своих желаний и потребностей. Поэтому архетипы объединяются по общему способу восприятия информации и внутренним психологическим установкам.
Виды восприятия информации:
Логическое – T
Образное (превалируют эмоции) – F
Сенсорное (руководство чувствами) – S
Интуитивное (сильно развитое воображение) – N
Установки человеческой психики:
Экстравертная установка (внимание направлено во вне, на объекты внешнего мира) – E
Интровертная установка (внимание в большей степени направлено внутрь, на субъект) – I
Таким образом, глядя на диаграмму архетипов можно проследить, какой тип восприятия информации относительно внутренней установке свойственный тому или иному архетипу. Подробнее о характеристиках самих архетипов читайте в следующей статье.