|СОБЫТИЯ

Информационные войны. Как манипулировать сознанием

В 2014 году тема информационного влияния стала особенно актуальной для украинского общества. Нам пришлось вспомнить о таких понятиях, как «враг», «информационная война», «манипуляция», «информационные атаки» и многие другие.

На основе работы Сергея Кара-Мурзы можно выделить некоторые базовые составляющие информационной войны, чтобы немного систематизировать это понятие и разобраться в нём:

Язык. Является одним из самых важных критериев. Если в информационном сообщении используется большое количество малоизвестных профессиональных терминов, которые не совсем понятны простому обывателю, то в таком случае преследуется две чёткие цели, рассеять внимание публики и создать иллюзию «экспертного мнения», к которому будет больший уровень доверия.

Эмоции. Если информация имеет мощную эмоциональную окраску, отсылки к жалости, гневу, страху, то очевидно, что таким способом осуществляется попытка «увести прицел» от самой сути проблемы, сыграв на субъективных эмоциональных посылах. Выработав у человека подсознательно негативное отношение к чему-либо, не нужно будет особо стараться ополчить его против объекта или субъекта атаки. Человек сам будет ассоциировать это понятие с чем-то плохим и враждебным.Informatsionnye-voyny

Сенсационность и срочность. Эти критерии обеспечивают необходимый уровень информационного шума и поддержание актуальности. Это служит эффективным инструментом по снижению человеческой психологической защиты и отвлекает внимание от других проблем. При этом сенсации не обязательно должны быть глобальными, главное, чтобы их было много, и они были шокирующими.

Повторение. Базовый инструмент информационных операций. Частое повторение определённых шаблонов способствует их прочному закреплению в сознании.

Дробление. Изъятие из контекста и целенаправленное выделение только определённых аспектов проблемы являются инструментами дробления. Они создают общую картину глобальности проблемы, манипулируя только выгодными для информационного агрессора фактами.

Престиж и тоталитаризм источника. Когда мнение подаётся, как единоверное, которому нет альтернативы. Для этого часто используются самые масштабные СМИ, которые работают в одном направлении, создавая вид очевидности и правильности мнения.

Активизация стереотипов. Давление на действенные шаблоны прошлого. «Деды воевали», «Фашизм не пройдёт», и так далее. Использование таких некорректных и не имеющих связи с реальностью аналогий способствует формированию необходимого мнения.

Некогерентность высказываний. Логические ошибки, постоянные противоречия – неизбежные последствия информационной войны, как ни крути, в процессе выдумки фактов, логических несоответствий не избежать.

Можно добавить, что все эти инструменты активно используются Россией в ходе необъявленной войны в Украине. При этом в таких кампаниях вопрос морали и правды не имеет никакой роли, так как, преследуя алчные цели, не стоит говорить о благих методах.

Share
Креативное агенство

Оставить коммент